МУНИЦИПАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И ПОРЯДОК ИХ ПОЛУЧЕНИЯ

1. Использование льгот по НДС.

Индивидуальные предприниматели, не перешедшие на упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками НДС. Вместе с тем они могут воспользоваться освобождением от НДС.

В соответствии со ст. 145 НК РФ индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности двух миллионов рублей.

Возможно получение льгот по НДС при оказании отдельных видов услуг. Например, реализация на территории РФ услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС (подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Перечисленные в ст. 149 НК РФ операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ (п. 6 ст. 149 НК РФ).

2. Налоговые каникулы.

Федеральный закон от 29.12.2014 N 477-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Налоговые каникулы для вновь открывающегося малого бизнеса в лице индивидуальных предпринимателей. Разработан в целях поддержки малого предпринимательства.   Закон N 477-ФЗ изменяет и дополняет следующие положения НК РФ: ст. 346.20 и ст. 346.50, устанавливающие размеры налоговых ставок при УСН (упрощенная система налогообложения) и ПСН (патентная система налогообложения); ст. 346.51, устанавливающую порядок исчисления и уплаты налога, а также сроки внесения налогового платежа при ПСН.

2.1. Преимущества для УСН.

Законом Московской области от 12.02.2009 года № 9/2009-ОЗ «О ставке налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Московской области» установлены пониженные налоговые ставки в размере 10 % по 39 видам предпринимательской деятельности.

Законами субъектов РФ установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков-предпринимателей, впервые зарегистрированных после 1 января 2015 г. Но сейчас льгота действует не для всех, а затрагивает лишь тех предпринимателей-"упрощенцев", которые трудятся в производственной, социальной или научной сферах. К торговле это послабление отношения не имеет. УСН применяется в добровольном порядке (п. 1 ст. 346.11 НК РФ). В рамках этого специального налогового режима по общим правилам предприниматель УСН может сам выбрать один из двух способов уплаты налога:

- первый - с величины доходов по ставке 6%;

- второй - с разницы между доходами и расходами по ставке 15%. При этом нужно учитывать, что законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные ставки от 5 до 15% для разных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 года № 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» содержит перечень утвержденных мер, которые содержат пункты, предусматривающие, в частности, активизацию экономического роста. К числу таких мер относится и поддержка малого и среднего предпринимательства.

Согласно п. 32 этого Перечня намечается распространить право на применение двухлетних налоговых каникул не только на "упрощенцев", а на всех впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере производственных и бытовых услуг. Это должно способствовать снижению барьеров для старта предпринимательской деятельности самозанятых граждан.
Пунктом 26 Перечня мероприятий планируется принятие федерального закона, которым будут внесены дополнения в НК РФ. Субъектам РФ они предоставят право снижать ставки налога с 6 до 1% для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы". Это позволит высвободить дополнительные оборотные и инвестиционные средства у микропредприятий, применяющих УСН. Проект нормативного правового акта "О внесении изменений в статью 12 части первой и в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" Принят Государственной Думой 30 июня 2015 года. Планируемый срок вступления поправок в силу - 1 января 2016 г.

п. 23 Перечня мероприятий предусмотрено увеличение в 2 раза предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого или среднего предпринимательства: - для микропредприятий - с 60 до 120 млн руб.; - для малых предприятий - с 400 до 800 млн руб.; - для средних предприятий - с 1 до 2 млрд руб.

Закон N 477-ФЗ дает право начинающим деятельность предпринимателям применять нулевую ставку налога со дня их государственной регистрации в качестве предпринимателей непрерывно в течение двух лет (для УСН) и двух сроков действия патентов.

Минимальный налог, предусмотренный п. 6 ст. 346.18 НК РФ, подпадающие под льготу предприниматели, также не уплачивают.

Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается нулевая ставка, субъекты РФ выбирают на основании или Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН), или Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).

2.2. Привилегии для ИП, применяющих ПСН.

Условия нулевой ставки, введенной законодателями для свежеиспеченных предпринимателей, применяющих ПСН, в целом аналогичны условиям, установленным для предпринимателей, применяющих УСН. Различия все же есть.

Региональными законами может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для граждан, впервые начинающих предпринимательскую деятельность с применением ПСН после 1 января 2015 г. Так же как и для "упрощенцев", привилегии распространяются на "патентщиков", которые ведут предпринимательскую деятельность в производственной, социальной или научной сферах.

Такие лица вправе применять нулевую ставку налога со дня их государственной регистрации в качестве предпринимателя непрерывно не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет. Согласно ст. 346.49 НК РФ в общем случае налоговым периодом признается календарный год. Однако если патент выдан на срок менее календарного года, налоговым периодом признается срок, на который выдан патент. Тогда, например, получается, что если налогоплательщик взял два раза патент на полгода, то тут его право на применение нулевой ставки закончится.

А если он зарегистрировался как предприниматель в середине года, то максимум, на что он может рассчитывать, - это два патента: один на шесть месяцев и один на двенадцать. По истечении срока действия последнего из патентов начнется уже третий календарный год.

Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается нулевая ставка, устанавливаются субъектами РФ в соответствии с п. 2 и пп. 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ. Пунктом 2 ст. 346.43 НК РФ установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться ПСН (47 видов, которые в основном соответствуют ОКУН). Кроме того, субъект РФ вправе установить дополнительный перечень видов деятельности, относящихся к бытовым услугам в соответствии с ОКУН (п. 8 ст. 346.43 НК РФ).

В Перечне первоочередных мероприятий, утвержденном Распоряжением N 98-р, предусмотрено (п. 27) внесение изменений в НК РФ, расширяющих с 1 января 2016 г. перечень видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение ПСН. Эти поправки направлены на снижение налоговой нагрузки для предпринимателей, занимающихся мелкосерийным производством.

Однако может получиться так, что у предпринимателя будет несколько патентов. И часть из них относится к видам деятельности, подпадающим под нулевую ставку, а часть - нет.
В этом случае налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов. Это относится и к случаю, если патент с нулевой ставкой сочетается с деятельностью, подпадающей под иной режим налогообложения.

Региональные власти могут ограничить применение нулевой ставки, установив: - предел средней численности работников, нанимаемых предпринимателем; - лимит предельного размера доходов от реализации, определяемых в соответствии со ст. 249 НК РФ, получаемых предпринимателем от того вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлена льготная ставка налога.

В случае нарушения ограничений на применение нулевой ставки предприниматель считается утратившим право на ее применение. С утратой права на льготу предприниматель обязан уплатить налог по обычной налоговой ставке, предусмотренной ст. 346.50 НК РФ, за налоговый период, в котором были нарушены указанные ограничения. Уплатить налог по общеустановленной ставке предприниматель должен не позднее срока окончания действия патента.

Пунктом 28 Перечня первоочередных мероприятий, утвержденного Распоряжением N 98-р, планируется предоставить право субъектам РФ снижать в 2 раза максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (с 1 000 000 до 500 000 руб.). Это позволит расширить практику применения ПСН и высвободить дополнительные оборотные и инвестиционные средства у применяющих ее индивидуальных предпринимателей.

3. Послабления по срокам уплаты налога

Отметим, что в Законе N 477-ФЗ прописаны приятные новшества и для всех остальных налогоплательщиков на ПСН. Речь идет о новых сроках оплаты патента. Если патент получен на срок до шести месяцев, то оплатить его можно до конца срока действия патента, а не позднее двадцати пяти календарных дней после начала действия патента, как было ранее.

Если же патент получен на срок от шести месяцев до календарного года, то оплата производится следующим образом:

- в размере 1/3 суммы налога - в срок не позднее 90 календарных дней после начала действия патента (вместо 1/3 суммы налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента);

- в размере 2/3 суммы налога - в срок не позднее срока окончания действия патента (вместо 2/3 суммы налога в срок не позднее 30 календарных дней до дня окончания налогового периода).

4. ФНС разработала форму заявления на получение патента для предпринимателей, которые вправе применять пониженную ставку налога

Федеральная налоговая служба письмом от 01.07.15 № ГД-4-3/11496@ утвердила рекомендуемую форму заявления на получение патента для индивидуальных предпринимателей, которые могут платить налог по пониженной ставке либо не платить вовсе.
Напомним, что любой субъект РФ вправе издать закон об установлении нулевой налоговой ставки по патентной системе налогообложения для впервые зарегистрированных ИП, которые осуществляют деятельность в производственной, социальной или научной сферах (п. 3 ст. 346.50 НК РФ). Данная льгота может вводиться на период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2020 года.

Кроме того, льгота по налогу, уплачиваемому в связи с применением ПСН, может быть введена законами республики Крым и города федерального значения Севастополя для всех или отдельных категорий плательщиков этого налога (п. 2 ст. 346.50 НК РФ). Ставка по налогу может быть уменьшена:

до 0 процентов — в отношении периодов 2015 — 2016 годов;

до 4 процентов — в отношении периодов 2017 — 2021 годов.

Так, для крымских предпринимателей ставка налога по ПСН на 2015 — 2016 годы составляет 1 процент (республиканский закон от 24.12.14 № 59-ЗРК/2014).
Вместе с тем действующая форма заявления на получение патента (утв. приказом ФНС России от 18.11.14 № ММВ-7-3/589@) не предназначена для налогоплательщиков, которые применяют пониженную или нулевую ставку налога. Поэтому ФНС разработала рекомендуемую форму заявления для такой категории плательщиков налога по ПСН. Ее нужно применять до внесения изменений в форму, утвержденную приказом № ММВ-7-3/589@.

5. Совет Федерации одобрил налоговый спецрежим для бизнеса на уровне регионов

Совет Федерации одобрил закон, направленный на развитие малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек путем установления на региональном и муниципальном уровне специальных налоговых режимов.

Местным властям предоставляется право устанавливать виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим, налоговые ставки и льготы, а также ограничения на переход к такому режиму и его применение.

Регионам предоставляется право устанавливать налоговые ставки в пределах от 6% до 1% для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в зависимости от категории налогоплательщиков и видов осуществляемой ими предпринимательской деятельности. В Крыму и Севастополе налоговая ставка может быть уменьшена с 4% до 1%, согласно закону.

Для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, оказывающих бытовые услуги населению и применяющих упрощенную или патентную систему налогообложения, регионы будут вправе устанавливать нулевую ставку налога.
Кроме того, закон расширяет с 47 до 63 число видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на патентную систему налогообложения. Среди них производство молочной продукции, товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство, уход за престарелыми и инвалидами, ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования, выращивание рассады овощных культур и семян трав.

6. Совет Федерации ввел трехлетний мораторий на проверки малого бизнеса

Совет Федерации 8 июля одобрил правительственный закон, на три года запрещающий плановые проверки малого бизнеса.

Соответствующий мораторий устанавливается на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Запрет вводится на плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого бизнеса. Это будет способствовать формированию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в России, считает кабинет министров.

Мораторий не распространяется на такие виды государственного надзора, как пожарный, экологический, радиационный, контроль в области обеспечения защиты гостайны и надзор в сфере использования атомной энергии.

Поправками ко второму чтению в Госдуме в закон была добавлена статья о риск-ориентированном подходе. Он представляет собой метод организации и осуществления госконтроля, при котором "выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, ИП и производственных объектов к определенной категории опасности". Такие критерии определения класса должно выработать Правительство РФ.

Кроме того, кабмин может установить сокращенный срок проведения проверок отдельных юридических лиц, ИП и объектов, отнесенных к определенной категории риска.
Нормы риск-ориентированного госконтроля вводятся с 1 января 2018 года. При этом правительство вправе определить отдельные виды госконтроля, которые с применением риск-ориентированного подхода могут осуществляться до начала 2018 года.




Яндекс.Метрика